Служба школьной медиации

            Сайт методиста структурного подразделения

                  "Ресурсный центр общего образования"

                МБОУ ДО "Дворец детского творчества" 

                         Вихаревой Надежды  Юрьевны                                                                                                             

Школьная служба  медиации (примирения)

 

 

 

 

Для чего нужна школьная служба медиации?

                      Зачем медиация нужна родителям?

                                   Зачем медиация нужна детям?

 

 

Школьная служба  медиации

Зачем нужна медиация  в школе?

           Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем. 

         Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными. 

    Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное  пространство для всех участников образовательного процесса (учеников,  учителей, родителей и т.д.).

          Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

  Зачем медиация нужна родителям?

   Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того,  медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

   Зачем медиация нужна детям?

   В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

   Можно сказать следующее:  чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

Школьная служба медиации (примирения) это:

  • Разрешение конфликтов силами самой школы.
  • Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
  • Профилактика школьной дезадаптации.
  • Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

                                                              Миссия школьной службы медиации (примирения):

  • Создается альтернативный путь разрешения конфликтов.
  • Конфликт превращается в конструктивный процесс.
  • Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения.
  • Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых.
  • Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.

Задачи школьной службы медиации (примирения):

  • Создание информационного поля о восстановительных технологиях и реализации программ в школе.
  •  Реализация восстановительных программ в работе с участниками школьных конфликтов.
  •  Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.

 

Нормативные документы по медиации

  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (текст)
  • Федеральный закон  РФ от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)» (текст)
  • Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 г. № 1916-р, п.62, п.64
  •  Федеральный закон  РФ от 23.07.2013 г. № 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (текст)
  • Методические рекомендации Минобрнауки от 18.11.2013 г. ВК- 844/07 «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях» (текст)
  • Программа подготовки медиаторов (Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2010 г. N 969 «О программе подготовки медиаторов», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 187). (текст)
  • Приказ Министерства образования Нижегородской области №149 от 24.01.2017 г. "О создании служб школьной медиации (школьных служб примирения). Методические рекомендации по организации служб медиации в образовательных организациях "Служба школьной медиации в ОО: нормативно-правовые и организационно-методические основы" (утверждены приказом министерства образования Нижегородской области  №149 от 24.01.2017 г.) (текст)

  

Для руководителя  школьной службы медиации

- Карманная книжка ведущего восстановительных программ. (скачать)

- Методическое пособие "Медиация. Новое в разрешении конфликтов".(скачать)

- Программа подготовки подростков для работы в школьных службах примирения на основе восстановительного подхода "Воздушный змей" (скачать)

- Программа подготовки команды учащихся к деятельности в школьной службе примирения «Медиация ровесников» (скачать)

  • Список педагогов образовательных организаций г.о. Навашинский, прошедших курсовую подготовку  «Организация деятельности школьной службы  медиации в образовательной организации»   (кафедра психологии, ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования") (текст)

 

  • Приказ Управления образования Администрации городского округа Навашинский  №303 от 27.12.2016 г.  "О создании школьных служб медиации в общеобразовательных организациях городского округа Навашинский" (текст)

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»